Сегодня, выпускникам 9 классов, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию (ГИА), выдается документ государственного образца – аттестат об основном общем образовании.
ПОЗДРАВЛЯЕМ ВАС, РЕБЯТА!!!
В аттестат выставляются итоговые отметки по предметам, которые изучались выпускником в классах второй ступени общего образования. Итоговая отметка определяется на основании годовой и экзаменационной отметки с учетом четвертных полугодовых отметок, а также фактической подготовки выпускника.
Выпускникам 9 класса, имеющим годовые, экзаменационные и итоговые отметки "5", выдается аттестат об основном общем образовании особого образца. Такой аттестат торжественно вручен
выпускнице 9Б класса ГУСИХИНОЙ ОЛЬГЕ.
Администрация школы, коллектив учителей поздравляет Ольгу, умница!!!
Около десяти регионов стали лидерами нарушения правил сдачи единых госэкзаменов (Читать здесь)
Кампания ЕГЭ 2011 года характеризуется учащением случаев размещения в Интернете экзаменационных материалов. Оценки 11 уличенных в этом проступке человек уже аннулированы. Служебные расследования продолжаются.
Рособрнадзор обнародовал некоторые предварительные итоги сдачи ЕГЭ в 2011 году. Минимальные границы или пороги неудовлетворительных оценок установлены по трем предметам: русскому языку, химии и иностранным языкам. По русскому языку это 36 баллов, по химии – 32 балла, а по всем иностранным – 20 баллов. Все, кто получили меньше, экзамена не сдали. В итоге по русскому языку таковые составили пока 4,1% участников экзамена, по химии – 8,6%, по английскому языку – 3,13%, по французскому – 1,21%, по немецкому – 6,59% и по испанскому – 1,4%.
Рособрнадзор определил минимальное количество баллов по биологии, литературе, информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ). По сообщению пресс-службы Министерства образования и науки РФ, Рособрнадзор принял решение провести выборочную проверку стобалльных и высокобалльных работ. Полученные данные будут направлены в адрес соответствующих региональных государственных экзаменационных комиссий для принятия надлежащих мер.
27 мая 2011 года в ЕГЭ по биологии приняли участие около 146 тыс. человек., по литературе – около 40 тыс., по информатике и ИКТ – 52 тыс. По состоянию на 03 июня обработано около 98 % работ.
Комиссия по шкалированию Рособрнадзора определила минимальное количество баллов ЕГЭ, свидетельствующее об освоении школьного курса в 2011 году: по биологии – 36 баллов, по литературе – 32 балла, по информатике и ИКТ – 40 баллов.
Не преодолели минимального порога: по биологии – 7,8%, по литературе – 5%, по информатике и ИКТ – 9,8%.
В случае необходимости пересдать ЕГЭ по этому предмету можно только в следующем году. Не преодоление минимального порога по предметам по выбору не влияет на получение аттестата. Положительные итоги этих ЕГЭ могут понадобиться тем, кто желает продолжить обучение, в том числе в высших учебных заведениях.
100 баллов получили: по биологии – 53 участника, по литературе – 355 участников, по информатике и ИКТ – 31 участник.
Данные будут скорректированы после обработки 100% работ
Председатель Правительства России Владимир Путин 31 мая 2011 года принял участие в VI съезде Всероссийского педагогического собрания, главной целью которого стало определение программы совместных действий по развитию российского образования. Выступление В.В.Путина: Добрый день, дорогие друзья!
Я прежде всего хочу поздравить вас с окончанием учебного года и поблагодарить за тот нелёгкий и очень важный, значимый для страны труд, который сопровождал весь этот год. Сейчас для школьников время начала экзаменов и каникул, а для учителей - время подводить итоги и ставить задачи на будущее.
Ваше Всероссийское педагогическое собрание - одна из самых массовых организаций в сфере образования, она объединяет учителей, родительские комитеты. Будем считать, что мы сегодня собрались на большой педсовет, который должен определить программу наших совместных действий по развитию российского образования.
"В школе - всё будущее России" - в этих словах русского философа, ректора Московского университета Сергея Николаевича Трубецкого, сказанных ещё в начале прошлого века, действительно сформулирована программа на все времена, на все исторические и политические эпохи.
В начале 2000-х годов, определяя ключевые приоритеты развития страны, в качестве одного из главнейших мы выбрали, конечно, и образование. Как вы помните, вышли на запуск национального проекта "Образование". Только в ходе его реализации в обновление российской общеобразовательной школы было вложено дополнительно порядка 100 млрд рублей. И прежде всего мы инвестировали в развитие, поддержку инновационных программ и учебных заведений, создали систему поощрения классных руководителей, лучших педагогов и талантливых молодых людей и школьников. Всего за последние пять лет консолидированный бюджет системы образования вырос не на какие-то проценты, а в 2 раза, и в текущем году он составляет более 2 трлн рублей. В текущем году, за один год это 2 трлн! Это для государства очень большие деньги.
В 31 регионе страны были реализованы комплексные программы модернизации образования. Мы накопили уникальный опыт, отработали ключевые механизмы, на основе которых должна развиваться российская школа. Главное - смогли привлечь внимание общества, сконцентрировать усилия всех уровней власти вокруг проблемы нашей школы, образования в целом, что само по себе считаю очень важным.
И ещё. Приведу, на мой взгляд, весьма показательную статистику. За время реализации нацпроекта "Образование" в России на 40% снизилось количество преступлений, совершённых при участии несовершеннолетних, в 3,5 раза сократилось число детей, исключённых из общеобразовательных учреждений по неуспеваемости. И в этом, безусловно, большая заслуга обновлённой российской школы, ваша заслуга.
Сейчас нам нужно посмотреть вперёд, опираясь на уже созданную базу, укреплять, совершенствовать единое общеобразовательное пространство страны, чтобы хорошее, качественное, современное образование было доступно каждому ребёнку независимо от социального статуса семьи, места его рождения либо проживания. Государство обязано обеспечить всем юным гражданам России равные стартовые условия в жизни.
В полной мере это относится и к детям с ограниченными возможностями по здоровью. Здесь наша приоритетная задача - сделать так, чтобы они могли учиться в обычных образовательных учреждениях, не чувствовали себя с юных лет оторванными, изолированными от общества. Надо, чтобы все дети независимо от их физического здоровья учились и росли вместе, чтобы общение со своими сверстниками помогало им становиться на ноги в жизни и чтобы такое поведение в обществе было нормой. И начинать эту работу следует, конечно, со школы. В конечном счёте отношение к людям с ограниченными возможностями - это показатель цивилизованности любой страны.
Уже к 2016 году количество школ, в которых создана безбарьерная среда, должно вырасти более чем в 8 раз - с 1,2 тыс. сегодня до 10 тыс. Затем, конечно, нужно эту работу продолжать. Также нужно широко внедрять дистанционные формы обучения для тех детей-инвалидов, кому это необходимо и может открыть возможности для самореализации. У нас сегодня, кстати говоря (так, для справки, я могу сказать), доля общеобразовательных учреждений в которых создана универсальная безбарьерная среда, составляет всего 2,5%. Правда, детей, получающих образование на дому, с использованием дистанционных технологий, от общего числа детей-инвалидов, которым это необходимо по медицинским показаниям - все-таки такая у нас цифра уже более или менее приличная - 53%.
Конечно, наши усилия должны быть направлены на поиск и развитие талантов. А талантливых детей у нас много в каждом регионе страны - и в городах, и в сёлах, в самых отдалённых уголках нашей родины. И конечно, нам нельзя никого пропустить, никого потерять. Уже с этого года начнём создавать центры поддержки одарённых детей, заочные школы при наших ведущих вузах, в том числе и при национальных исследовательских университетах. Работа по развитию одарённых детей принесёт результат, если ею серьёзно заниматься на региональном и на местном уровнях.
В качестве примера я хочу привести Белгородскую область. Здесь сформирована целая система поиска и поддержки талантливых детей. По итогам Всероссийской олимпиады школьников в 2010 году Белгородская область заняла первое место по эффективности участия, то есть более половины членов региональной команды стали победителями и призёрами, обошли и Петербург, и Москву. Молодцы!
Ещё раз подчеркну, система образования должна в полной мере выполнять функцию социального лифта, открывая путь для прихода в экономику, политику, культуру, другие сферы деятельности и жизни яркой талантливой, инициативной молодёжи. Только за счёт такого обновления, притока свежих сил мы сможем обеспечить динамичное развитие нашей страны.
Теперь два слова о едином государственном экзамене. Конечно, система нуждается в совершенствовании, прежде всего с точки зрения расширения общественного контроля за проведением экзамена. Не на 100%, разумеется, защищены процедуры ЕГЭ и от разного рода злоупотреблений. И в этом смысле критика со стороны преподавателей вузов, школьных учителей, родителей, конечно, справедлива. Цель ЕГЭ (конечно, в этой аудитории не нужно, может быть, лишний раз повторять, но тем не менее скажу), основная цель - всё-таки двигаться в сторону более объективной, независимой оценки качества (как качества обучения, так и качества работы самих педагогов), а главное - значительно расширить возможности детей из сельской местности, из отдалённых территорий продолжать образование в лучших образовательных центрах России. Должен сказать, что эта задача в целом решается. Например, в прошлом году из всех студентов, поступивших в вузы Санкт-Петербурга, почти 60% - жители других населённых пунктов.
Мы обязательно сохраним бесплатное общее образование, само собой разумеется! Это одно из базовых положений нашей Конституции, и от него, конечно, никто не намерен отступать. Государство должно и будет полностью оплачивать весь процесс образования, нести 100-процентную нагрузку по содержанию и развитию школ, включая ремонт, закупку оборудования и, разумеется, оплату учителей. Само собой!
Как и прежде, за счёт бюджета в рамках государственных стандартов должна преподаваться вся основная образовательная программа, включая такие обязательные предметы, как русский язык, литература, иностранный язык, математика, физика, химия, история, биология, физкультура и так далее. Любая специализация образования, введение модульного принципа, профильных классов не должны происходить в ущерб всестороннему развитию ребёнка.
С 2010 года в 4-5-х классах общеобразовательных учреждений 19 субъектов Федерации в экспериментальном режиме изучается комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики". Сегодня, кстати, таких регионов уже 21. Итоги эксперимента будут подводиться в конце будущего года. Тема, безусловно, очень деликатная, и решения должны приниматься в этой сфере в высшей степени взвешенно.
Теперь что касается старших классов. Здесь считаю необходимым усилить акцент на профессиональной ориентации. Надо не только помочь ученику определиться с будущей специальностью, но и подготовить его к избранному пути, выстроив оптимальную образовательную траекторию. Старшие школьники должны иметь возможность выбирать учебные курсы в своей родной школе, а также углублять свои знания по конкретному направлению - например, с помощью дистанционных методов обучения проходить подготовительные курсы при вузах, изучать модульные программы в специализированных школах, чтобы потом без необходимости не платить репетиторам и поступать в избранный вуз. Кстати говоря, можно подумать и о том, чтобы дать больше свободы в формировании общеобразовательных программ для самих школ - естественно, при обеспечении строгого контроля за результатом, качеством образования, контроля со стороны родителей, общества, государства.
Ещё раз подчеркну, нам важно, чтобы образовательный процесс не был обезличен. Он должен строиться вокруг конкретного школьника, учитывать его склонности, способности. Именно такую логику должны отражать новые образовательные стандарты. И, конечно, обозначенные выше принципы необходимо зафиксировать в новом законе "Об образовании", который сейчас готовится.
Что в этой связи хотелось бы сказать? Я убеждён, что базовые документы, такие как закон "Об образовании", эффективно заработают только в том случае, если они будут понятны и приняты обществом, станут результатом широкой и открытой дискуссии.
Мало совещаться с узким кругом записных экспертов или вывешивать проекты на официальных сайтах федеральных и региональных ведомств - такая формальная общественная экспертиза никому не нужна и малоэффективна. Нужно выстраивать живые коммуникации, внимательно прислушиваться ко всем вопросам, которые высказываются родителями или самими учителями. Если есть реальная проблема, правовая недоработка, её, конечно, следует устранять и делать это своевременно. Если же тревога общественности вызвана нехваткой информации, необходимо терпеливо разъяснять суть дела. И я прошу считать вот то, что сейчас мною сказано, прямым поручением и Министерству образования и науки, и нашим коллегам на местах, а они нас, безусловно, услышат.
Всем нужно уметь воспринимать не только хорошее и приятное, но и критику. Здесь Андрей Александрович (А.А.Фурсенко) уже сказал, что было много всяких высказываний в ходе вашей работы. Надеюсь, что так оно и происходит. У нас и на федеральном, и, что особенно важно, на региональном, местном уровне много общественных организаций, неравнодушных граждан, которые искренне хотят сделать российское образование лучше и современнее. Их мнение, их позицию нужно не просто выслушивать, но и обязательно воспринимать, учитывать в конкретной работе - учитывать, во всяком случае, все здравые предложения.
Мы приглашаем к решению общих задач профессиональные, отраслевые союзы, молодёжные, экологические организации, - тех, кто реализует значимые социальные проекты, и рассчитываем, что широкое привлечение неравнодушных, активных граждан к формированию национальной повестки дня, выработке и реализации важнейших решений позволят нам обеспечить новую динамику развития России.
Уважаемые друзья! Сегодня я уже говорил о приоритетном проекте "Образование". За время его реализации в школы было направлено 55 тыс. комплектов учебного оборудования для кабинетов физики, биологии, химии, географии, закуплено почти 10 тыс. школьных автобусов, практически все общеобразовательные учреждения компьютеризированы и подключены к интернету. Напрямую из федерального бюджета направлялись средства и на выплату надбавок для классного руководства. И хочу сегодня ещё раз подтвердить - мы продолжим эту практику, в 2011-2012 годах в рамках нацпроекта "Образование" ежегодно будем выделять на эти цели по 11 млрд рублей.
Не секрет, что были разные предложения, в том числе передать оплату за классное руководство на региональный уровень. Но всё-таки я считаю, надо (во всяком случае, пока) из федерального бюджета финансировать - это будет стабильнее и надёжнее.
С другой стороны, мы отдаём себе отчёт в том, что пока ликвидированы только самые болезненные, болевые точки, да и то, не все и не везде. Сегодня в России более 10 тыс. школ требуют капитального ремонта, 20% школ не имеет системы водоснабжения, 15% - системы центрального отопления и четверть не имеет канализации, а более 900 школ вовсе находятся в аварийном состоянии. Люди, которые смотрят на это, конечно, видят просто полуразрушенное здание, и, когда люди это видят, то их не волнует, какой именно уровень власти за это отвечает: муниципальный, региональный или даже федеральный. Хотя напрямую федеральный уровень к этому отношение вроде и не имеет.
Но я тем не менее убеждён, что и федеральная власть не должна стоять в стороне. Именно поэтому мы приняли решение в текущем и будущем годах выделить из федерального бюджета по 1 млрд рублей дополнительно на решение проблем аварийных школ. Кроме того, уже через пять лет у нас будет примерно на 1 млн школьников больше, чем сейчас, что, конечно, не может не радовать, потому что это говорит о том, что демографический проект у нас развивается успешно. Рождаемость растёт, но мы должны это иметь в виду и не попасть в такую же ситуацию, как с детскими садами, школами. Нужно вовремя подготовить необходимое количество школьных зданий, сооружений. Здесь профессионалы сидят, но, наверное, всё-таки такая статистика не всем известна. Я для справки могу сказать, что на 1 января 2011 года у нас было 13 млн 218 тыс. 998 школьников, из них почти 9,5 млн обучается в городских школах и почти 4 млн 3 тыс. 700 - в сельских. В рамках различных федеральных целевых программ, региональных и местных программ на 2011-2013 гг. запланировано строительство 670 новых школ.
Конечно, все эти проблемы мы должны решать за счёт общих усилий Федерации, регионов и муниципалитетов, и нужно чётко расставить приоритеты, найти необходимые средства. Именно поэтому мы предложили начать масштабную программу по модернизации российской школы. У неё два аспекта, две задачи. Первая - обновить всю школьную сеть страны, создать комфортные, современные условия для вашей работы и для обучения детей. И второе - это, безусловно, повысить социальный статус учителя.
В ближайшие два учебных года в российские регионы поступит дополнительно 120 млрд рублей из федерального бюджета. Поступит дополнительно, целевым назначением именно на модернизацию системы общего образования. Считаю, что не менее половины от этой суммы должно составить и софинансирование со стороны регионов. Это, я сказал, 120 млрд из федерального бюджета, но мы будем настаивать на том, чтобы и регионы обязательно добавили необходимые суммы. Все необходимые решения о порядке и условиях выделения этих средств Правительство уже приняло: первые 20 млрд рублей перечислим в регионы уже в августе текущего года. Для справки тоже могу сказать, что следующий год ещё 60 млрд, и в 2013 году 40 млрд (я имею ввиду, что в этом году 120 млрд за два учебных года), значит, в этом - 20, в следующем - 60, и в 2013-м ещё 40.
Федеральная поддержка должна помочь в максимально короткие сроки провести качественное переоснащение материально-технической базы школ.
Например, сейчас почти у трети школ столовые либо отсутствуют, либо не отвечают установленным нормам, менее половины школ имеет медицинские кабинеты, оснащённые необходимым оборудованием, лишь треть учащихся может по-настоящему воспользоваться современными спортзалами.
Теперь регионы смогут закупить необходимое оборудование для учебных лабораторий, спортивных залов, медицинских кабинетов, школьных столовых, дополнительно приобрести компьютеры, увеличить скорость интернет-трафика (и тем самым создать возможности для дистанционного обучения учащихся), пополнить фонды школьных библиотек и закупить необходимый транспорт.
Здесь нужно правильно спланировать эту работу. Так, все мероприятия, не требующие больших временных затрат, следует, не откладывая, реализовать уже в этом году, чтобы это как можно быстрее сказалось на качестве учебного процесса и на условиях обучения. И уже сейчас нужно проводить инвентаризацию школьных зданий, готовиться к организации текущего ремонта, определять объёмы работ, подготовить необходимые сметы. Я прошу наших коллег в субъектах Федерации все это учесть.
Несколько слов теперь о том, как будут распределяться средства по регионам. Мы приняли решение рассчитывать объём поддержки, исходя из количества учащихся в городских и сельских школах. Причём - обращаю на это внимание - на сельских школьников средства будут выделяться в двойном размере. Я думаю, это справедливо, нам нужно как можно быстрее подтянуть сельские школы к современным стандартам, создать эффективную образовательную сеть на селе.
И здесь не могу не затронуть проблему малокомплектных школ. Нам надо дать детям, проживающим на селе, образование, не уступающее по качеству городскому, а значит, материальная база сельских школ должна отвечать соответствующим современным стандартам и требованиям, и педагог должен не совмещать преподавание сразу нескольких дисциплин, а вести свой предмет, в котором он является специалистом. В школе, где зачастую обучается менее 20 человек, это по объективным обстоятельствам сделать сложновато.
Кстати, готовясь вот к этой встрече, смотрел отраслевую статистику. У нас в целом вроде бы проблема кадрового некомплекта в российской школе решена, снята. Например, вакансий преподавателей иностранного языка по стране всего порядка 300.
Но, знаете, если говорить о малокомплектных школах, там, конечно, проблем достаточно. Я часто же езжу - и в школах бываю, и с людьми встречаюсь. Вот в одной школе спрашиваю: "Есть преподаватель английского языка?" - "Есть". - "Кто он?" - "Ветеринарный врач в недалёком прошлом". Я, кстати, допускаю, что современный ветеринарный врач блестяще владеет английским языком, но одно дело - знать язык, а другое дело - уметь его преподавать. Всё-таки это разные вещи. Преподавание, педагогика - это всё-таки отдельная отрасль, целая наука.
В малокомплектных школах биологи преподают физкультуру, трудовики - информатику. Это сложно - и для людей сложно, и ненормально, потому что в конечном итоге страдают дети, страдает качество образования. Подобной организацией обучения мы изначально занижаем стартовые возможности детей, поэтому сельскую образовательную сеть нужно, конечно, модернизировать: создавать базовые школы, внедрять дистанционные формы обучения, подключать к ним малокомплектные школы.
Я хочу отметить, было бы крупнейшей ошибкой подходить к судьбе малокомплектных школ чисто механически - тоже хочу обратить на это внимание. Школа - это системообразующий фактор в любом небольшом населённом пункте, центр образования, культуры и досуга. И конечно, мы это знаем, это такая расхожая фраза: школа закрывается, и населённый пункт теряет свои перспективы - это, к сожалению, тоже так.
Надо искать вместе решения по каждому конкретному случаю. Например, выходом может стать создание на базе некоторых малокомплектных школ филиалов более крупных, базовых школ, как я уже только что сказал. За счёт этого и учебные классы можно сохранить, и неэффективные затраты на содержание избыточного управленческого аппарата снять.
Малокомплектные школы в целом для регионов дорогие, конечно: там за электричество надо платить, содержание и всё, но если их не просто уничтожать, не ликвидировать, а делать из них филиалы - филиалы хороших образовательных центров, то и качество образования можно всё-таки приподнять, на мой взгляд, и снизить затраты на содержание этой сети.
Не позднее 1 августа 2011 года с каждым субъектом Федерации будет заключено соглашение с чёткими критериями оценки эффективности выполнения региональных программ модернизации системы общего образования. Будем внимательно отслеживать, как потрачены средства, какой результат достигнут, и прежде всего как соблюдается главное условие предоставления федеральных ресурсов. Речь, как вы понимаете, о повышении зарплат учителям.
Откуда ресурс? Я уже говорил об этом, хочу здесь, в этой аудитории, еще повторить: по многим направлениям повышение просто необходимо. Но вот в рамках программы, которая предлагается, у регионов высвобождаются деньги, которые они тратят на содержание школы, ремонты, оборудование, потому что мы им даём из федерального бюджета и просим эти высвобождающиеся деньги направить на повышение зарплат учителям. И это в договоре с каждым субъектом будет зафиксировано.
В некоторых регионах не редкость, когда учителя получают порядка всего 7 тыс. рублей. Это намного ниже средних зарплат по экономике соответствующего региона. А начинающие по 5,5 тыс. рублей в некоторых регионах получают. Средняя зарплата по экономике в России, кстати говоря, - 22 тыс. 684 рубля. Средняя зарплата учителей - средняя! - составляет порядка 70% от этого значения. Мы приняли решение, и уже с 1 сентября этого года фонд заработной платы педагогов должен быть увеличен сразу на 30%. А в течение двух лет средняя зарплата учителя должна быть как минимум равна средней заработной плате по экономике в конкретном регионе. И рассчитываем, что многие регионы гораздо раньше, чем в течение двух лет, выполнят эту задачу.
Что же касается учителей младших классов, то мы, как вы знаете, уже приняли решение уменьшить их нагрузку в рамках базовой ставки - с 20 до 18 часов в неделю. Прошу Минобрнауки завершить эту работу, всё согласовать до начала учебного года.
Добавлю, что уже завтра, 1 июня, в соответствии с Законом о бюджете будет проиндексирована на 6,5% зарплата всех бюджетников, и сейчас мы работаем над тем, чтобы провести ещё одну индексацию осенью этого года. Такая индексация - это сигнал для субъектов Российской Федерации. Вообще, что касается зарплат учителей, - это серьёзный показатель работы и ответственности региональных властей. Если посмотреть на какие-то отдельные субъекты, отдельные регионы?Вот Центральная Россия, где базовые экономические условия примерно одинаковые: Белгородская область - средняя зарплата учителя порядка 15 тыс. рублей, а в Курской и Брянской (соседние области) - почти в 2 раза ниже. Сразу становится ясно, кто и как определяет приоритеты. Рассчитываю, что представители региональных властей нас сегодня не только внимательно выслушают, но и сделают соответствующие выводы.
Конечно, дальнейшее существенное увеличение зарплат связано и с изменением правового статуса и принципов финансирования школ. Соответствующие механизмы отражены в известном 83-м Федеральном законе, с лета будущего года он вступает в силу в полном объёме.
Увеличивается степень самостоятельности школ в решении текущих вопросов, включая денежные. И эта самостоятельность не должна подвергаться ревизии. Кстати, отмечу здесь, что пресловутые административные барьеры, всякого рода проверки по поводу и без всякого повода не обошли стороной и наши школы. На разного рода штрафы по мелким придиркам уходят десятки миллионов рублей, масса времени тратится на заполнение бумажной отчётности: в военкоматы, социальные службы, инспекции по делам несовершеннолетних, региональные и муниципальные департаменты образования. Надо здесь в конце концов тоже порядок навести - это очевидно, нужно руководствоваться здравым смыслом.
Я прошу Минобрнауки и субъекты Федерации, а также муниципальные образования пересмотреть перечень представляемой общеобразовательными учреждениями отчетности, освободить школьные коллективы от подчас абсолютно бессмысленной работы.
Напомню, о чем идет речь в 83-м Федеральном законе, - о принципах подушевого финансирования, а его принцип заключается в том, что вместо сметы государство формирует заказ на обучение конкретного школьника, для школ устанавливаются задания на оказание услуг с чётким описанием их объёма, требований, качества, условий предоставления.
Поскольку вокруг этого закона очень много всяких мифов и разговоров, ещё раз хочу подчеркнуть: государство продолжит финансирование образовательных учреждений в полном объёме. Хочу, чтобы здесь не было никакого двойного толкования, - ни о каком переходе на платное образование, в том числе отдельных предметов в рамках школьной программы, не может быть и речи.
Ресурсы, которые школы, ставшие автономными учреждениями, могут сэкономить в ходе своей непосредственной деятельности, останутся в распоряжении школ и могут быть потрачены на цели, определённые руководством школы совместно с родительскими комитетами, в том числе и на повышение заработной платы преподавателей.
В пилотном режиме отработаны принципы действия такого закона в ряде регионов, например в Новгороде. Мне буквально несколько дней назад мэр города рассказывал на одном из совещаний, что после перехода на эти принципы зарплата учителя в результате выросла более чем в 2 раза - с 8 тыс. рублей почти до 18 тыс. рублей. Возвращаться, конечно, в прежнюю систему уже никто из учителей не хочет. Думаю, здесь не надо ничего бояться, а следует просто грамотно, ответственно подойти к применению норм закона на практике.
Отдельная проблема - это зарплата молодых педагогов, я уже об этом говорил. В ряде регионов они получают всего лишь порядка 5,5 тыс. рублей. Понятно, что выпускники педагогических вузов вместо школы предпочитают искать другое место работы. В 2010 году доля учителей в возрасте до 30 лет составила у нас менее 13%. Новая система оплаты труда как раз строится на том, чтобы при расчёте зарплаты учителя учитывался не только стаж, но и квалификация, качество работы преподавателя. А система переподготовки кадров, которую мы внедряем, должна обеспечить профессиональный рост педагогов, а значит, и ускорить процесс присвоения им более высокой должностной категории. Следовательно, у молодёжи должны появиться реальные стимулы и возможности повышать свою квалификацию, а значит, и зарплату.
За последние годы, с 2006 по 2010 год, у нас, к сожалению, снижалось и снижается до сих пор в процентном отношении число молодых преподавателей - с 6,3% в 2006 году до 5,3% в 2010 году. Доля учителей пенсионного возраста, наоборот, возросла - с 16% до 18%.
Я уверен, что приход в школу молодых инициативных педагогов, современных управленцев должен дать импульс всей образовательной системе. Многое здесь зависит от политики регионов и муниципалитетов. Некоторые (причём далеко не самые богатые) регионы начинают идти именно по этому пути. Например, в Магаданской области приняли решение предоставлять молодым специалистам благоустроенное жильё и в течение трёх лет выплачивать денежное пособие в размере 200 тыс. рублей. Очень хорошая практика, молодцы!
Что касается сельской местности, где работает 42% всех педагогов, то здесь, убеждён, подобные меры поддержки должны распространяться не только на молодых - вообще на всех учителей вне зависимости от возраста.
Естественное обновление учительского корпуса необходимо. При этом нужно индивидуально подходить к каждому учителю, и пенсионного возраста тоже. А если человек уходит на пенсию, обязательно помочь ему в решении социальных вопросов, социальных проблем. И здесь, в разных регионах, тоже по-разному эта проблема решается, и думают некоторые руководители об этом. В Псковской области, например, выходящий на пенсию учитель, имеющий стаж педагогической деятельности не менее 25 лет, получает единовременное выходное пособие в объёме 60 тыс. рублей.
И, конечно, надо сохранять в школе опытных педагогов, которые могут передавать свой опыт молодёжи, делать их наставниками молодых учителей, поддерживать такой труд за счёт стимулирующей части фонда оплаты труда.
Отдельно хочу сказать сегодня о школьных библиотекарях. В наших школах их работает более 50 тыс. Люди делают очень важную, полезную, нужную работу, а вот в официальных бумагах относятся к учебно-вспомогательному персоналу, а ведь они не просто книжки выдают. Они формируют, во всяком случае, должны формировать уровень культуры, помогать школьникам ориентироваться в огромном мире информации, расширять горизонты образования. При этом, к сожалению, они получают как минимум на треть меньше, чем сами учителя. Прав на льготы, положенные педагогам, не имеют.
Хочу вас проинформировать, что нами принято решение ввести новую должность - "педагог-библиотекарь". Решение принято, всё уже подписано, всё будет введено в действие в самое ближайшее время. Это будет важным шагом по повышению статуса работника школьных библиотек. Разумеется, должна вырасти и их средняя заработная плата так же, как для преподавателей школ в ближайшем будущем до уровня экономики по региону.
Новый статус влечёт и новые обязанности. Школьные библиотекари, наравне с другими учителями, будут проходить аттестации. Они должны владеть современными технологиями, свободно ориентироваться в интернет-ресурсах, включая информационные базы ведущих российских и зарубежных библиотек.
Нам нужно, чтобы будущий учитель хорошо владел и своим базовым предметом, и самыми передовыми методиками образования, разбирался во всех тонкостях педагогики, психологии детей, владел современными технологиями образовательного процесса. Я прошу Минобрнауки представить предложения по модернизации всех уровней педагогического образования.
Какую бы профессию, призвание ни выбрали ваши сегодняшние ученики - главное, чтобы они стали настоящими гражданами своей страны, любили Россию. Вы знаете, что подавляющее большинство учеников любит вас. И у меня были любимые учителя, и у вас, наверное, были любимые учителя. Нужно, чтобы вот эта моральная обстановка передавалась детям в жизнь, чтобы они с такой же любовью относились и к своей родине. Уверен, что вы сможете воспитать таких людей, и у вас для этого есть всё: и знания, и опыт, и самое главное - любовь к детям.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Напоминаем, что участникам единого государственного экзамена (ЕГЭ) в основные сроки (с 27 мая по 20 июня 2011 года) свидетельство о результатах ЕГЭ будет выдано не ранее, чем через 7 дней после окончания последнего экзамена. т.е. 28 июня 2011 года. Печать свидетельств о результатах ЕГЭ осуществляется одновременно для всех участников ЕГЭ на основании данных, предоставляемых ФГУ "Федеральный центр тестирования" (г.Москва), вне зависимости от даты участия в экзамене.(смотреть здесь)
1 июня – Международный день защиты детей. У этого знаменательного дня своя история. В ноябре 1949 года в Москве проходила сессия совета Международной демократической федерации женщин. Отсюда, из столицы нашей Родины, и разнесся призыв этой организации ко всем женщинам мира: ежегодно 1 июня считать Международным днем защиты детей. Первый Международный день защиты детей проведен в 1950 году в 51 стране. 20 ноября 1959 года ООН приняла Декларацию прав ребенка – международно-правовой документ, где сформулированы десять принципов, излагающих основные права, которыми должны пользоваться дети всех стран. В число этих прав входят: право на пользование благами социального обеспечения: на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание: на получение образования, на защиту от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. В декларации указывается, что изложенные в ней права должны "признаваться за всеми детьми без всяких исключений". На сегодняшний день у наших детей в Российской Федерации немало проблем, и зачастую их создают сами взрослые, которые и должны воспитывать, обеспечивать жизненные потребности и защищать детей. Портретом России конца XX – начала XXI веков является неблагополучная семья как важнейший из факторов риска, влияющих на поведение детей и подростков, образ его мыслей, систему ценностей и в конечном итоге приводящих к формированию девиантной, со знаком минус, личности несовершеннолетнего, подростка, дезадаптированного в социуме. Существует множество факторов социального неблагополучия семьи: неполные семьи, социальный статус родителей, в том числе и профессиональный, уровень их образования, материальное положение, отношения в семье (это является одним из важнейших параметров благополучия, включая психологический климат в семье, отношения родителей друг с другом и с ребенком, педагогическая образованность родителей и т.п.), приверженность к алкоголю одного и более членов семьи и т.д. Социально-психологические и педагогические последствия неблагополучия в семье для детей могут быть следующего характера: безнадзорность и беспризорность, вредные привычки (злоупотребление алкоголем, наркотики и пр.), проблемы с образованием, вплоть до нежелания дальнейшего его продолжения, ригидность, конфликты со сверстниками, в семье и школе, проблемы со здоровьем, вовлечение несовершеннолетнего в различного рода группировки, в том числе преступные, дезадаптация в социуме, преобладание страха, агрессия и многое другое. Тяжелая атмосфера неблагополучных семей оказывает тяжелое влияние на психическое состояние несовершеннолетнего. Наше государство не станет процветающим, если не сможет обеспечить достойное детство для подрастающего поколения. В противном случае мы с вами получим обратно то, что вложили в них. Этот день – напоминание обществу о необходимости соблюдения и уважения прав ребенка, как необходимого условия для формирования гуманного, справедливого и благополучного общества, о котором мы так много говорим. У нас в стране весьма развита система социальной работы в организациях и учреждениях, занимающихся проблемами детей и их семей. Ими оказывается комплекс всевозможного рода услуг, включающих социально-бытовые услуги, материальную и натуральную помощь, социально-правовые, социально-реабилитационные, психологические, педагогические, социально-медицинские и другие виды услуг. Деятельность в них осуществляется специалистами различного профиля, в том числе и специалистом по социальной работе. Данная специальность существует в МГТУ на гуманитарном факультете с 1999 года. Приглашаем всех желающих получить образование по данной специальности и внести свой вклад в развитие нашего государства, чтобы в итоге оно с гордостью носило статус социального, как прописано в Конституции Российской Федерации
В России в день сдачи обязательного ЕГЭ по русскому языку свою грамотность проверят почти 827 тысяч человек, сообщили в Рособрнадзоре.
Между тем из числа сдающих сегодня госэкзамен 727 тысяч школьников – выпускники 2011г. Нынешний ЕГЭ пройдет под особым контролем: на тесте запрещено пользоваться мобильными телефонами.
В ряде регионов школьники уже успели "досрочно" провалить экзамен, использовав сотовый телефон со шпаргалкой.
Отметим, что результаты экзамена оцениваются по 100-балльной шкале, а общая максимальная предварительная оценка ЕГЭ по всем предметам составляет 64 балла, что на четыре балла больше по сравнению с 2010г.
Первая часть экзаменов включает в себя блок из 30 заданий, в каждом школьнику предлагают четыре варианта ответа, один из которых является верным. Во втором блоке заданий выпускник должен самостоятельно сформировать ответы к восьми заданиям, а в третьей части необходимо написать сочинение. Сочинение оценивается по трем критериям: содержание, грамотность и речевое оформление.
Другим обязательным госэкзаменом является математика,которую будут сдавать 6 июня. У школьников есть возможность исправить в этом году только одну двойку, полученную за госэкзамен.
Согласно расписанию пересдача по русскому языку состоится 8 и 18 июля, по математике - 11 и 18 июля. В случае получения "неуда" по обоим предметам школьнику придется сдавать экзамены в следующем год
О методических рекомендациях о проведении в 2011-2012 годах школьного и муниципального этапов Всероссийских спортивных соревнований школьников "Президентские состязания" и Всероссийских спортивных игр школьников "Президентские спортивные игры"
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 30 июля 2010 г. N 948 "О проведении всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников" Минобрнауки России и Минспорттуризм России направляют методические рекомендации о проведении в 2011-2012 годах школьного и муниципального этапов Всероссийских спортивных соревнований школьников "Президентские состязания" и Всероссийских спортивных игр школьников "Президентские спортивные игры".
Просим организовать работу в соответствии с методическими рекомендациями.
Источник:http://mon.gov.ru/press/smi/8518/ Президент РФ Дмитрий Медведев 24 мая подписал указ о создании новой федеральной службы по интеллектуальной собственности. Об этом глава государства сообщил на заседании комиссии по модернизации. Как пояснил российский лидер, речь идет о реорганизации существующих структур.
К новому ведомству перейдут полномочия Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатента) и федерального государственного учреждения "Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения при Министерстве юстиции РФ" (ФАПРИДа).
Кроме того, указ предусматривает новое распределение полномочий по соответствующим направлениям внутри правительства. "Надеюсь, что после реорганизации этой службы, точнее других служб, работа по этому направлению в правительстве будет более осмысленной", - заявил Д.Медведев.
Вопрос защиты и использования интеллектуальной собственности в России часто поднимается в рамках различных мероприятий с участием президента РФ, где указывается на необходимость развития этой сферы для модернизации российской экономики. В частности, вопросы интеллектуальной собственности актуальны в связи с реализацией проекта "Сколково".
В апреле 2011г. Д.Медведев уже предложил создать в России специальный суд по интеллектуальным правам в рамках российской системы арбитражных судов и разместить его в Сколково. Кроме того, президент фонда "Сколково" Виктор Вексельберг предложил попечительскому совету проекта создать специальный центр интеллектуальной собственности. Центр должен содействовать двум направлениям: во-первых, предотвращению утраты интеллектуальных прав, во-вторых, их коммерциализации.